Что такое SAE?
Спецификация SAE (SAE - общество инженеров-автомобилистов) является
международным стандартом, регламентирующим вязкость масел. Для примера
рассмотрим обозначение SAE 10W-40. "10W" дает нам информацию о зимнем
применении данного масла (W - WINTER - зима). Иными словами, от
правильного выбора этого параметра зависит насколько легко, а самое
главное без негативных последствий, вы сможете запустить двигатель на
морозе. Класс вязкости "40" в нашем примере является так называемым
"летним" классом и говорит о том, насколько масло способно сохранять
работоспособность в высокотемпературных зонах двигателя. Наличие только
одного из рассмотренных параметров в обозначении класса вязкости по
SAE говорит о том, что это сезонное масло (SAE 10W - зимнее сезонное
масло, SAE 40 - летнее сезонное масло). Присутствие же в обозначении
сразу двух классов (как в нашем примере - SAE 10W-40) говорит о
всезезонности данного масла. Как выбрать класс вязкости по SAE?
При выборе так называемого "зимнего" класса вязкости
необходимо руководствоваться значениями средних зимних температур в
регионе, где эксплуатируется ваш автомобиль. При этом можно
воспользоваться следующей таблицей:
-30 0С и ниже - 0W
от -20 до -25 0С - 5W
от -15 до -20 0С - 10W
от -10 до -15 0С - 15W
от -5 до -10 0С - 20W
до -5 0С - 25W
Следуя этим рекомендациям ваш автомобиль будет
застрахован от проблем с запуском в зимнее время и от негативных
последствий для двигателя (таких как повышенный износ и "заклинивание"
во время и сразу после запуска, когда двигатель работает в режиме
масляного "голодания"), которые возникают обычно при применении масел
несоответствующего класса вязкости. Необходимо помнить, что при каждом
запуске двигателя (не обязательно на сильном морозе, а даже при
плюсовых температурах) требуется некоторое время для того, что бы
масляный насос прокачал масло по системе смазки, и оно поступило ко
всем трущимся частям. В это время двигатель как раз и будет работать в
режиме так называемого масляного "голодания", о котором мы уже
упоминали выше. Понятно, что при этом резко возрастает трение и износ.
Таким образом, чем больше масло способно сохранять текучесть при низких
температурах, тем быстрее оно будет прокачано по системе смазки и
обеспечит защиту двигателя. Лучшими в этом отношении являются моторные
масла класса "0W".
Что касается выбора так называемого "летнего" класса,
то следует отметить, что большинство производителей автомобилей
рекомендуют использование масел класса "40" по SAE. Это связано с
высокой тепловой напряженностью современных двигателей внутреннего
сгорания и наличием высоких температур, удельных давлений и скоростей
сдвига в различных зонах двигателя (поршневые кольца, распределительный
вал, подшипники коленчатого вала и т.д.). В этих жестких условиях
масло должно сохранять вязкость, достаточную для образования масляной
пленки и охлаждения пар трения. Это задача становится особенно
актуальной для предотвращения повышенного износа, задиров и
"заклинивания" в жару в случае перегрева двигателя из-за возможных
неисправностей в системе охлаждения. В чём отличие минеральных и синтетических масел? Отличие состоит в основном в молекулярном строении базы (основы) масла.
В процессе производства синтетических масел "строятся" (синтезируются)
молекулы с заданными, оптимальными эксплуатационными свойствами.
Синтетические масла в отличие от минеральных имеют максимальную
химическую и термическую стабильность. Химическая стабильность
означает, что при работе синтетических масел в двигателе с ними не
происходит каких-либо химических превращений (окисления, парафинизации и
т.п.), ухудшающих его эксплуатационные характеристики. Термическая
стабильность означает сохранение оптимального значения вязкости масла в
широком диапазоне температур, что означает легкий и безопасный пуск
двигателя на морозе и одновременно максимальную защиту двигателя в его
самых высокотемпературных зонах при работе на высоких скоростях и
нагрузках.
Благодаря особенностям своего молекулярного строения
синтетические масла обладают более высокой (по сравнению с
минеральными) текучестью и проникающей способностью. Могут ли возникнуть проблемы при переходе с "минералки" на "синтетику"? Проблемы, связанные с переходом на "синтетику", возникают
обычно в случаях, когда ранее использовались некачественные масла,
нарушались рекомендованные интервалы замены или имело место попадание в
масло посторонних веществ, таких как, например, охлаждающая жидкость,
специальные добавки в масло и т.п. При этом в двигателе могут появиться
значительные отложения. Обычно одновременно наблюдается частичная или
полная потеря эластичности (вплоть до растрескивания) уплотнительных
элементов (сальников, маслосъемных колпачков и т.п.).
В отличие от минеральных масел, которые "моют" отложения в
двигателе постепенно, слой за слоем, синтетические масла (благодаря
присущей им высокой текучести и проникающей способности) вызывают
отслоение отложений с внутренних поверхностей двигателя, что может
привести к закупориванию сетки маслоприемника, масляных каналов, работе
в режиме масляного голодания и, как следствие, выходу из строя
двигателя. Аналогично, в зоне сальниковых уплотнений (в том числе и из
микротрещин, если таковые имеются) будут удалены все отложения и, в
случае потери эластичности сальников, синтетическое масло, очистив
предварительно себе "дорогу", будет вытекать из двигателя. Таким
образом, применение синтетических масел не рекомендуется в следующих
случаях:
- при наличии значительных отложений на внутренних
поверхностях двигателя, если уплотнительные элементы (сальники,
маслосъемные колпачки и т.п.) потеряли эластичность и (или) имеют
микротрещины (необходимо заменить сальники) - возможны подтекания;
- в период обкатки для двигателей, требующих обкатку,
т.е. "полезный износ", с целью приработки пар трения. То же касается и
двигателей после капитального ремонта. В этих случаях обкатку
необходимо произвести на качественном минеральном масле, после чего
можно переходить на "синтетику";
- в роторно-поршневых двигателях.
Во всех остальных случаях применение синтетических
масел не только ни в коем случае не повредит даже "старому" и
изношенному двигателю, а наоборот, гарантирует его защиту и обеспечит
максимально возможный срок службы. Что нужно сделать для перехода с "минералки" на "синтетику"? 1. Сначала оценить состояние двигателя, т.е. проверить
наличие отложений и дефектных сальниковых уплотнений. Если в двигателе
уже имеются подтекания масла, то переход на "синтетику" невозможен до
ликвидации причин, их вызывающих.
2. Если в двигателе имеются значительные отложения - "промыть" масляную систему двигателя.
3. Если есть основания полагать, что сальниковые
уплотнения потеряли эластичность (о чем, например, говорят следы
подтеков в местах посадки), то переход на "синтетику" лучше отложить до
ремонта двигателя и замены сальников. Если же следов подтеканий не
наблюдается, то для надежности можно порекомендовать сначала перейти на
использование полусинтетического масла и проехать на нем полный
интервал до замены. Если и после этого подтеки в местах посадки
сальников не появились, то можно переходить на использование
синтетических продуктов.
По материалам www.autocredit.com.ua
|